Белоусова Алла Генриховна
учитель математики гимназия им. академика Н.Г. Басова при Воронежском государственном университете, кандидат педагогических наук


Презентация

Приложение3

В своих статьях «Разработка творческих проектов по математике как повышение мотивации к изучению предмета» (2005-2006 г.г.), «Открытый урок по геометрии в 11-м историко-филологическом классе «Тела вращения глазами филологов» (2007-2008 г.г.), «Проектная деятельность по математике во внеклассной работе с учащимися» (2009-2010 г.г.) опубликованных на сайте Фестиваля, я рассказывала о разрабатываемом мною комплексе творческих проектов для учащихся 5 – 11-х классов по математике. Многолетней практикой проверено, что выполнение из класса в класс комплекса творческих проектов повышает уровень мотивации к изучению математики, помогает учащимся в формировании основных общематематических понятий, позволяет учащимся реализовать творческие способности, развивать математические умения и навыки. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Хочется в который раз вспомнить французского математика Б. Паскаля, который говорил о том, что математика является слишком серьезной наукой и поэтому необходимо использовать любые возможности, чтобы сделать ее более занимательной. В методической литературе нет общепринятого определения понятия «занимательность обучения математике». Оно считается интуитивно ясным. Под занимательностью можно понимать те компоненты, которые вызывают интерес у школьников к учебному предмету. К этим компонентам можно отнести и внеурочную деятельность по математике.

Внеклассные мероприятия с использованием занимательного математического материала, преподнесенного наглядно, красочно, интерактивно позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность самих уроков математики, создать более благоприятные условия и повысить мотивацию к ее изучению.
Идею внеклассного мероприятия по математике, которое я хочу представить в этой статье, подсказала мне сама жизнь. В прошедшем учебном году я выпустила 11-й класс и теперь у меня пятиклассники. В ноябре у нас в гимназии традиционно проходит месячник математики, в ходе которого пятиклассники организуют внеклассное математическое мероприятие для начальной школы.

Вопрос «Для чего нужна математика?» я слышала не раз. Тем более, в учебнике Н.Я. Виленкина «Математика. 5 класс» (М. : Мнемозина, 2011.) на странице 81 в №528 предлагается следующее: «Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постарайтесь узнать, нужна ли им в работе, в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики». Вот я и предложила это задание пятиклассникам в виде творческого проекта. Они уже были подготовлены к данной работе. С начала учебного года были опробованы первые шаги в этом направлении – небольшие мини-проекты «Системы счисления» и «Старинные единицы измерений». А впереди были осенние каникулы.

В итоге, после каникул ребята принесли: свои мысли и ответы на поставленный вопрос в виде сообщений-рассуждений; презентации, выполненные в Power Point; целую галерею рисунков и коллажей; любительский видеофильм. Из всего этого материала был сделан внеклассный урок-презентация о пользе успешного изучения математики, который мы в последствии и представили в четырех первых классах нашей начальной школы.

Сценарий внеклассного мероприятия «Для чего нужна математика»

1. Вступительное слово учителя:

   

2. Ведущий:

Любой нормальный ребенок, который учиться в школе, не раз задавал себе вопрос: «Зачем же нужна математика?» Мы уверены, что математика нужна всем и каждому. Вы не встретите в жизни ни одного человека, который не занимался бы математикой. Каждый умеет считать, знает таблицу умножения, умеет рисовать геометрические фигуры.
Сейчас мы расскажем, почему мы так уверены, что без математики человеку не прожить в современном мире!

 

3. Ученик

Математика – наука,
хороша и всем нужна!
Без нее прожить нам трудно,
без нее нам жизнь сложна!

 

 

4. Ученик:

А между тем, математика встречается везде, иногда мы ее используем, даже не задумываясь об этом. Утром встаем и смотрим на часы – который час? Покупаем продукты в магазине, когда есть хочется! Готовим себе пищу, например, яблочный пирог – ведь необходимо знать, сколько муки, воды и других компонентов нужно взять для замеса теста.
Нам все время приходиться выполнять простые и сложные математические операции – отсчитывать деньги и получать сдачу, узнать через сколько минут начнется киносеанс, когда отправляется автобус или поезд, сколько нужно заплатить за коммунальные услуги, планировать семейный бюджет на месяц.
А у меня есть копилка, и я знаю, сколько мне еще нужно собирать денег, чтобы купить моим родным подарки на Новый год.
Даже расстановка мебели в квартире или офисе, рассаживание растений на даче и разбивка парка или сквера, размещение картин в музее, стратегия футбольного матча и его счет, и еще многое – многое — многое …

5. Презентация 2 Рощупкина Димы

с 8-ого слайда представляет Ведущий:
Ни одна профессия не обходится без знаний математики. Многие из нас проводили опрос среди своих родителей и их знакомых «Нужна ли им математика и если нужна, то зачем?». Я представляю вам проект моего одноклассника.

6. Ученик

(слайд 9)
Тяжело представить, но когда-то люди совсем не умели считать! Факты убедительно свидетельствуют о том, что счет возник раньше, чем названия чисел. А слова «один», «два» и «три» появились независимо от счета.
Во многом благодаря математике цивилизация стала такой, какая она есть сейчас: развитой, высокотехнологичной, образованной и обеспеченной. Математическая наука позволила цивилизации развиться во всех ее аспектах.
Без математики не обходиться ни одно новое открытие, не работает ни одно изобретение, ни одно предприятие и государство. Недаром гениальный ученый Карл Фридрих Гаусс говорил, что математика – царица всех наук!

7. Видеоролик

– проект «Для чего нужна математика?» Каширцева Андрея 5 «В» класс:

8. Ученик:

«Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит» — это слова нашего гениального ученого Михаила Ломоносова. Очень тяжело в наше время найти работу по душе где бы не встречалась математика. Она присутствует везде: в Физике и Истории, в Химии и в Экономике и даже Природа подчиняется законам математики.

 

9. Ученик:

Без счета не будет на улице света.
Без счета не может подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата.
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа!

10. Ведущий:

Впервые о системах счисления я узнал на уроках математики при знакомстве с нумерацией разных народов и способом образования однозначных и многозначных чисел.
Заинтересовали меня различные системы счисления после того, как я встретился со стихотворением А. Старикова «Сколько лет девочке?»

11. Ученик:

(слайд 12 с задачей)
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила —
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

12. Ведущий:

У вас появилось много вопросов:
Как может быть девочке 1100 лет?
Как она может ходить в 101 класс?
Может ли быть у девочки 10 рук, 10 ног, 10 глаз?
Может ли у собаки быть 100 ног?
Такого в жизни не бывает!
Может быть причина в другом? Может быть девочка обыкновенная, а числа записаны по-другому, непривычным нам способом?
Если у вас возникло желание познакомиться с историей возникновения нумераций и систем счисления у разных народов, со способом образования и записи чисел в этих нумерациях и узнать – одинаков ли способ выполнения действий с многозначными числами в разных системах счисления, то мы будем рады.

13. Ученик:

(слайд 13 Презентации 1)
Учите математику!
Одна учительница рассказывала про своего преподавателя математики:
Был он человеком крупным и любил покушать. В столовой он однажды взял два супа, два вторых… одним словом – обед в двух экземплярах. Подходит к кассе. Молоденькая кассирша щелк-щелк-щелк на счетах: «С Вас 2-17», он в ответ: «Не правильно». Кассирша снова за счеты…: «2-05», он в ответ: «Неправильно». Кассирша окончательно смущенная и запуганная щелк-щелк-щелк на счетах вновь: «рубль-17». А сей ученый ей в ответ: «Снова неправильно». Отчаявшаяся кассирша: «а сколько должно быть?» Он в ответ: «Не знаю. Но два одинаковых обеда – ЧЕТНОЕ ЧИСЛО!».

14. Ведущий:

(слайд 14 Презентации 1)
Многие заботятся о своем здоровье и делают зарядку. Так вот математика является «зарядкой для ума» — говорил великий русский полководец Суворов, так как она развивает логическое мышление, которое необходимо человеку для познания окружающего мира, для развития творческих способностей.

15. Ученик:

(слайд 15 презентация 1)
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз – кулак сожмем, на счет два – в локтях сожмем.
На счет три – прижмем к плечам, на четыре – к небесам.
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись,
Про пятерку не забудем – добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и, вы, друзья, вместе дружная семья!

16. Видеоролик

«Физкультминутка» (запуск с активной гиперссылки) (за чудесную физкультминутку, которую теперь используют в нашей начальной школе, отдельное «Спасибо!» коллективу сайта http://videouroki.net)

Используемые Интернет-ресурсы:
http://videouroki.net
http://www.edu54.ru/node/53709
http://www.infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Оставить комментарий